Далеко и дешево

В конце 2000-х годов дальнемагистральные низкотарифные авиаперевозки воспринимались не иначе как эксперимент, который должен подтвердить (или опровергнуть) жизнеспособность такой модели в целом. Быстрое распространение в последние годы низкотарифного дальнемагистрального сегмента свидетельствует о том, что почин Airasia X удался. Полносервисные авиакомпании чувствуют угрозу — еще недавно этот сегмент оставался надежным оплотом, защищавшим их бизнес от наступления лоукостеров, которые за явным преимуществом уже выиграли борьбу за среднемагистральные перевозки.

Cо времен банкротства пионера низкотарифных дальнемагистральных перевозок Laker Airways в 1982 г. прошло 20 лет, когда братья Бойл создали нового трансатлантического лоукостера Zoom Airlines, выполнявшего рейсы между Канадой и Великобританией. Но в самом начале экономического кризиса, в 2008 г. авиакомпания приказала долго жить, что не добавило уверенности другим последователям сэра Фредди Лэйкера. А их было немало: в 2006 г. свои первые дальнемагистральные самолеты получила Jetstar Airways (низкотарифная дочерняя компания австралийской Qantas), в 2007 г. были запущены два старт­апа: Oasis Hong Kong Airlines и малайзийская AirAsia X. Впрочем, гонконгская авиакомпания не дожила даже до начала кризиса в следующем году.

В среднемагистральном сегменте низкотарифные авиаперевозчики одержали уверенную победу. На крупных рынках им принадлежит свыше 30% пассажиропотока, а сетевые авиакомпании вынуждены были изменить бизнес-модель, став куда ближе к своим низкотарифным конкурентам, нежели к самим себе десятилетней давности. После бесславной кончины Lufthansa Italia, проигравшей борьбу EasyJet в миланском аэропорту Мальпенса, стало очевидно, что прямая конкуренция с лоукостерами невозможна даже за деловой пассажиропоток.

Читайте также  В Нидерландах опубликовали финальный отчет о катастрофе Boeing 777 над Украиной