Наш старенький Ан-2 еще служит, но способен на большее

Что такое отрасль? Авиастроение, использование воздушного пространства, экология, борьба с пожарами… Авиация –.она в каком-то смысле уникальна. На федеральном уровне здесь пересекаются интересы 14 ведомств.

Нет железных дорог в Якутии, так никто с них и не спрашивает. Нет и нет. Авиация по существу несет ответственность за все. Она должна обеспечить территории, где нет железных дорог.

Через 10-15 лет мы можем иметь дальневосточную китайскую республику. Проникновения Китая на наш Север и Дальний Восток идет активнейшим образом.

Сейчас положение меняется .Не проходит и двух недель, чтоб кто-то из руководителей не высказался, защищая Чукотку, Камчатку, Дальний Восток. Появляется осознание необходимости развития воздушного транспорта в этих регоинах, но до дела не доходит и долго еще не дойдет.

Слагаемые доступности воздушного транспорта анаселению тоже достаточно сложны. Прежде всего, это цены. Это плотность аэродромной сети – если нужно три дня ехать на собаках до аэродрома, считайте, что для вас авиация не существует. Это провозная емкость – должны быть в достаточном количестве соответствующие самолеты. Это надежность всей системы – нельзя говорить о надежности только самолета. Это независимость от чрезвычайно забюрократизированных правил использования воздушного пространства – у нас оперативная деятельность малой авиации просто невозможна. Приходится летать в сложных метеоусловиях, ночью. Нужно иметь топливо, финансы, подготовленные летно-технические кадры – это самый сложный и тяжелый вопрос.

Доступность для кого? Местная администрация, силовики, медицина, пожарные, лесо- и рыбоохрана, экологи, паводковые мероприятия, авиахимические работы, население.- малая авиация нужна всем. И у каждой из категорий свои понятия доступности, оперативности и регулярности.

В 1992 году у нас было 1 300 аэродромов, сейчас – 330.

У нас в коммерческой авиации малых ВС. в основном Ан-2. Их 2 400. Принадлежащих частным владельцам – фактически больше двух тысяч.. Наш госреестр десятилетия отбрыкивается, не хочет их принимать даже на учет. Государство их видеть не хочет, это приводит к хулиганским полетам, к нарушениям правил безопасности. Государство все время ужесточает правила – народ отвечает их несоблюдением.

Читайте также  Проблемы с начинающими лоукост-авиакомпаниями возникают не только в России

Наш путь, как показывают исследования – самолет типа районного микроавтобуса, коллективного, а не индивидуального использования, 9-12-местный, как маршрутка.

Мы отметили, что потеряно более 900 аэродромов. Нужна плотная сеть аэродромов, а она и была-то редкой, но тем не менее из крупного села в райцентр все-таки летали, это дотировалось, и были посадочные площадки. Мы считаем, что обычным порядком это восстановить нельзя – не хватит ни денег, ни квалифицированных кадров, ни оборудования. Поэтому предлагаем другой путь восстановления местных воздушных линий. Главными должны быть социальные и государственные задачи. Нужно вернуть авиацию народу, без этого мы не обеспечим целостность России.

Да, у нас потеряно много времени, и несмотря на разработанные проекты, серийно не запущен ни один маленький самолет. Всем известный Ан-2, любимый, их в России до 5 тысяч, в реестре около 2 тыс, летают около 500. В каждой деятельность человечество достигало потолка, шедевра, так вот Ан-2 – это шедевр, такого больше нет. И у него прекрасные перспективы, если самолет оснастить современными инновационными разработками. Система автоматического независимого наблюдения, бортовой радиолокатор — с помощью двух систем повышаем безопасность полетов. Распознавание метеообразований, сдвига ветра, обледенений, обеспечение режима посадки – командиру даюся при помощи установки этих систем .

Командир небольшого самолета также сможет иметь информацию об опасных сближениях, в том числе с землей, заходить на посадку. Аэродромная аппаратура фактически переносится на борт, а аэродром остается на уровне посадочной площадки. Восстановить несколько сотен таких площадок вполне реально. Предложение Минтранса – сделать еще 30 аэродромов. Что это для нашей страны? Нам нужны сотни!

Система автоматического независимого наблюдения – кроме приемника GPS или ГЛОНАСС самолет имеет транспондрер, и с его помощью определяет свое местоположение и дает информацию о себе, все параметры – скорость, высота, направление, следующая поворотная точка маршрута, передает это как на землю, так и встречным машинам. Принцип – каждый видит каждого. Зона покрытия радиолокационными полями в Сибири около 60-70, а то и 30%.

Читайте также  Вертолетная держава начинается с национальной идеи

По правилам визуальных полетов разрешено для малой авиации летать на высотах ниже нижнего эшелона, это 700 метров, плюс рельеф, в результате вы летите, в воздушном кодексе сказано – на предельно малых высотах, как сказал генерал армии – преступно малых высотах. Везете пассажиров на высоте 150-200 метров, выше не пускают, а самолет с одним двигателем. Если что – 10 секунд на размышление

Двигатели и топливо. Бензин покупают в Китае и в Финляндии. У нас производство прекращено. Нужно восстановить. Нам нужно 13-15 тыс тонн в год. Одновременно для Ан-2 ведется модернизация двигателя, меняется шатунно-поршневая группа, делается электронная система зажигания, может быть удастся его перевести на автомобильный бензин. Наша мечта перевести поршневые АШ-63 на авиакеросин. Сейчас идут эксперименты. Идут работы по альтернативному топливу – сжиженному газовому. Впервые за 70 лет разработан бесшатунный дизельный двигатель для малой авиации.,.

Самолет одномоторный – подготовлена баллистическая спасательная парашютная система. В случае невозможности посадки она обеспечит парашютирование всего самолета. Машина может быть повреждена, но экипаж и пассажиры будут живы.

Миф, что авиапромышленность ничего не может. Давайте перечислим: Новосибирский завод – Ан-38, Омский – Ан-3, Ан-74, 72, Самарский – Ан-140, Смоленский — Як-18 и «Финист» и так далее. Промышленность нуждается в одном – в консолидированном заказе. Нельзя большой самолет производить по разовому заказу. Есть минимальная серия, , нужен единый заказчик.

Еще один распространенный миф – сейчас запустим западную технику, а потом, когда накопят деньги, перейдут на отечественную. Да отечественная промышленность к тому времени физически вымрет, если сейчас приостановим производство самолетов, двигателей, комплектующих, запчастей! Специалистов осталось очень мало, они стареют на глазах, молодежь не идет. Если сейчас сделать сбой на 2-4 года, потом никакие деньги не помогут поднять снова авиапром.