В отрыве от производства

В последние годы российские авиакомпании все чаще сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных летных кадров. Сложилась достаточно парадоксальная ситуация: в целом по воздушному транспорту страны количество пилотов превышает реальный спрос, но вместе с тем среди них становится все меньше молодежи, которой к тому же оказывается все сложнее повышать классность и осваивать новые типы самолетов. Руководители авиакомпаний с тревогой отмечают, что скоро столкнутся с дефицитом летных экипажей на технику, реально эксплуатируемую отечественными перевозчиками, а существующую систему обучения пилотов назвать системой можно лишь с большой натяжкой — гораздо больше это напоминает набор разрозненных элементов, унаследованных от механизма времен СССР.
О проблемах подготовки летных экипажей корреспонденту АТО Артему ФЕТИСОВУ рассказал заместитель генерального директора, летный директор "Домодедовских авиалиний" (ДАЛ) Дмитрий ШИРЯЕВ.

Существовавшая в СССР система обучения пилотов не полностью соответствовала требованиям, прописанным в Чикагской конвенции 1944 г. и приложениях к ней. В те годы курсант летного училища (высшего или среднего) получал свидетельство пилота, хотя его налет составлял не более 100-110 ч. В то же время пункт 2.4.1.3 Приложения 1 к Чикагской конвенции говорит о том, что получить лицензию коммерческого пилота и право выполнять перевозки за плату на нерегулярной основе может только выпускник училища, имеющий налет не менее 140 ч.

Однако сложившаяся в Союзе практика подготовки летного состава компенсировала это несоответствие. После училища бывший курсант шел на работу в малую авиацию, где на самолетах Ан-2, Ил-14, Як-40, Ан-24 набирал необходимый налет. Похожий путь проделывали — и проделывают до сих пор — пилоты зарубежных авиакомпаний. Дело в том, что по Чикагской конвенции должность линейного пилота в коммерческой авиакомпании можно получить только при налете в 1,5 тыс. ч (пункт 2.5.1.3 Приложения 1 к Конвенции), поэтому необходимый опыт пилоты зарабатывают в частной авиации или АОН.

Читайте также  Летучая собственность.

При формальном отступлении от требований ICAO советская система обеспечивала отрасль необходимыми кадрами. Более того, она эволюционировала в сторону международной практики. Например, курсанты Актюбинского и Кировоградского высших авиационных училищ выпускались, налетав 140 ч, хотя их доля в общем потоке "новобранцев" в те годы была небольшой.